Здравствуйте.
Чтобы стать бизнесменом, есть, условно, два «пути». Первый – двигаться снизу-вверх. Сперва стать специалистом в производстве товара или услуги, потом дорасти до менеджера, освоить финансы, бухгалтерию, маркетинг и «общение» с государством. Второй путь – тоже движение снизу-вверх, но уже будучи предпринимателем. Осваивать самые простейшие бизнес-активы, с минимумом рабочих процессов, на практике осваивать сразу всю бизнес-модель и помалу двигаться от одного сложного бизнеса к другому.
Оба пути хороши и гарантируют, что к моменту открытия бизнеса, к которому «лежит душа», бизнесмен будет получать достойную прибыль, и без каких-либо проблем. В статье расскажем о начале второго пути – о тех самых простейших бизнесах с минимумом рабочих процессов. Расскажем, как без проблем купить бизнес шиномонтаж.
Оцениваем рабочие процессы бизнеса
Именно купить – бизнес настолько прост, что нет смысла бегать и тратить свое время на оформление бумаг у государства. Дело это долгое, дело это муторное, дело это можно перепоручить другим. Владельцу бизнеса, например, у которого можно просто те документы проверить.
Но перед проверкой формальностей стоит уделить внимание ключевым процессам бизнеса. Потому что если проблема с ними, если компания убыточна – то какая разница, что у неё с документами?
И первый из ключевых процессов – финансовая модель шиномонтажа. На чем зарабатывает компания и сколько.
Вопрос «на чем» простой, но с особенностями. Шиномонтаж – это яркий пример бизнеса с услугами, которые можно поделить на локомотив и вагончики. Услуга-локомотив, тянущая за собой весь бизнес – это, собственно, ремонт шин, раскатка-правка дисков, балансировка и прочее, что подразумевается под шиномонтажем. А вот вагончики – это все остальные услуги, от автомойки во владении, до кафе или вендингового аппарат.
И, зачастую, такие услуги-вагоны делают для выставленного на продажу шиномонтажа прибыли больше, чем, собственно, работа «с шинами».
Вам, чтобы понять и ознакомиться с бизнес-моделью, надо запросить у продавца бизнеса не только общие данные по прибыли, но конкретную её деталировку. Бухгалтерию бизнеса, отчеты движения денежных средств. По ним можно отследить, какие услуги и товары дают доход, сколько, нет ли среди них убыточных и чем та убыточность вызвана. Нередко, на первый взгляд убыточные активы, вроде кафе, на самом деле помогают привлечь больше клиентов и превратить их в постоянных. И потому кафе может быть формально и дает убыток, но в действительности служит мощным маркетинговым инструментом, отказ от которого уничтожит бизнес.
Как именно изучить бизнес-модель и как оценить активы, формально и «реально», рассказываем во второй части статьи.